ЧЕЛОВЕК СЧАСТЛИВОЙ СУДЬБЫ

          Гениальный Гёте считал коллекционеров самыми счастливыми людьми в мире. А если вы поговорите с Михаилом Степановичем Забоченем, то с уверенностью сможете подтвердить слова Гёте. Михаил Степанович Забочень Люди собирают всё: книги, медали, марки, спичечные этикетки, автомобили (кому что заблагорассудится). Михаил Степанович уже более шестидесяти лет собирает почтовые открытки. Недавно в киевском издательстве "Криниця" был напечатан его альбом-каталог "Украина на старой открытке". Издание это уникально. В альбоме представлено и описано более семи тысяч старинных и редкостных иллюстрированных почтовых карточек, на которых изображены природа, исторические события, культурное достояние Украины, её люди, сёла и города. Как указано в аннотации - это "достаточно исчерпывающая иллюстрированная энциклопедия старинной украинской открытки и не имеет аналогов".
          В 14-метровой комнате в квартире Михаила Забоченя сверху донизу - стеллажи и на них более 150 тысяч почтовых карточек частной коллекции. Он положил начало своему собранию ещё в тридццатые годы. Для пополнения своей портретной галереи и собирания почтовых карточек жертвовал завтраками. Дадут родители какую-нибудь мелочь на булочку, а он сбережёт её, да и купит открытку. За год-полтора набралось с полсотни: польских, русских, немецких и других. Покупал всё, что попадало под руку. Но больше всего увлекался портретами и пейзажами. Начал копировать репродукции, а впоследствии и сам рисовал. Его детские рисунки выставлялись в местном Доме пионеров.
          Выпускник Киевской художественной школы и Московского училища живописи, скульптуры и архитектуры Иван Николаевич Крашановский обратил внимание на работы юного художника и пригласил пятиклассника в свою мастерскую.
          У учителя была хорошая библиотека по живописи. У него впервые увидел Забочень художественные творения Великого Кобзаря в печатных репродукцциях. Больше всего ему понравились небольшие, с ладонь, открытки с видами и типами Звенигородщины, особенно родных мест поэта - Моринцов и Кирилловки.
          Согретый талантом и расположением художника, Михаил Забочень и поныне, спустя полстолетия, ищет его следы - но, как всегда, молчат бывшие кэгэбистские архивы. Пропал его наставник где-то в лесах Карелии как "враг народа".
          Война началась, когда Михаил закончил восьмой класс. 29 июля 1941 года немецкие войска оккупировали его родную Звенигородку. Семнадцатилетнего хлопца загнали на принудительные работы на шахту "Барбара" в двадцати километрах от Моравской Остравы. Убежал из неволи, поймали и загнали в самый страшный фашистский лагерь Освенцим. Отсюда на волю можно было попасть только через трубу крематория. Здесь он стал просто N 138708. Но фашистам нужны были и живые невольники для каторжной работы. Весной 1944 года, в день Шевченковского юбилея, Забоченя повезли в Бухенвальд, что под Веймаром. Заключенные строили в Доре секретный завод под землёй. После освобождения Михаил был призван полевым военкоматом в Красную Армию. Оказавшись в казарме, удивлял солдат своими знаниями в области искусства и истории, а также широтою своих интересов.
          После войны было военное училище связи в Киеве. И здесь к курсанту вернулась привитая с малых лет любовь к маленькой почтовой открытке. Обложка журнала - Украинское обозрение Облюбовал Михаил Львовскую площадь: тут на базаре продавали всё на свете, но его интересовали только почтовые открытки. Посещал букинистический магазин, располагавшийся на Владимирской улице. Каждая почтовая миниатюра для него - волшебное зеркальце, в котором видишь историю страны, познаёшь любимый край.
          Особенно отложился в памяти образ Тараса Шевченко. Для Михаила Забоченя он был не только поэтом, художником, бессмертным Кобзарём Украины, но и земляком, человеком близким и дорогим. Поэтому число редких шевченковских открыток в издании превышает тысячу. Самая первая открытка датирована 1898 годом; она издана в Кракове, где среди участников польского освободительного движения находится и украинец - Тарас Шевченко. Первая открытка с портретом Шевченко в России издана в 1901 году. О широте идей, слова и славы Шевченко в мире отчётливо говорит сам перечень стран, где издавались шевченковские открытки: Австро-Венгрия, Аргентина, Бразилия, Италия, Казахстан, Канада, Латвия, Германия, Польша, Россия, Словакия, США, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Узбекистан, Япония.
          Среди многочисленных почтовых карточек с портретным изображением Шевченко отдельную композиционно-смысловую общность представляют открытки, на которых поэт трактуется как символ украинского слова, духа, государственности, поскольку он изображён на фоне национальной атрибутики и строк гимна: "Ще не вмерла УкраIна!" оформление обложек журнала На некоторых открытках идея богатства украинского духа выражена с такой откровенностью и силой, что даже удивительно, как эти открытки, пройдя сквозь жернова тоталитаризма и огонь уничтожения, всё-таки дожили до наших дней.
          Постепенно за пять лет учёбы в ленинградской военно-инженерной академии связи он обогатился от знающих людей опытом собирателя и приобрёл культуру коллекционера. В Ленинграде была организация филокартистов, которую возглавлял Н.С.Тагрин. Как сообщала пресса, его коллекция насчитывала более 760 тысяч карточек. Но всё же своим ленинградским учителем Михаил считал Алексея Хмырова - инженера-подполковника береговой службы. Старый моряк ничего не держал в секрете: всегда делился своими знаниями и находками, помогал определить ценность той или иной открытки. Вот тогда и возникла у Забоченя мысль основать свою украиниану.
          Вспоминая Ленинград, Михаил не может не рассказать, как ему посчастливилось. Именно тут, в этом городе, он открыл для себя серию открыток Александра Литвиненко, выпущенную в 1917 году Украинским литературно-художественным товариществом в Петрограде. Она была выпущена для распространения между украинскими воинами. Каждая из восьми почтовых открыток была украшена жёлто-голубой лентой. На одной из них была фигура женщины со знаменем, на котором было написано: "Хай живе вIльна УкраIна!" Очень рисковал слушатель академии Забочень не только своей военной карьерой за сохранение такой открытки, но даже и свободой.
          Новая страница в жизненной судьбе Михаила Забоченя - работа в космической связи. Расширилась география его командировок и источников приобретений.
          С первых шагов в Москве Забочень стремился поделиться с людьми своими сокровищами. Он переписывается, печатается в прессе.
          И если сегодня мы имеем возможность ознакомиться с его альбомом-каталогом "Украина на старой открытке", то прежде всего мы обязаны Михаилу Забоченю, который в соавторстве с Владимиром Яциком и Александром Полищуком подарил нам эту возможность.
          Основу издания составли иллюстрированные почтовые карточки самой большой в мире коллекции Михаила Забоченя. Оно дополнено несколькими редкими открытками из собраний ещё двадцати коллекционеров. Весь массив почтовых карточек (более 7 тысяч единиц) сгруппирован в четырех разделах. Эти разделы называются: "Украина и украинцы", "Украина в борьбе за государственность", "Тарас Шевченко: поэт, художник, символ Украины", "Украинская культура".
          В первый раздел вошли видовые документальные открытки с изображением городов, сёл, пейзажей и национальных типов разных слоёв населения Украины, а также карты украинских земель. И хотя количество таких открыток превышает 1800 единиц, в каталоге репродуцировано и описано лишь немногим более 600 из них.
          В разделе, посвящённом борьбе украинского народа за собственную государственность, собран редкостный филокартистический материал. Карты Украины, напечатанные на почтовых карточек, портреты гетманов и сюжеты на тему казачества будили самосознание украинцев. оформление обложек журнала Поддерживали дух свободы и стремление к независимости. На художественных и документальных открытках этого раздела воспроизведены деятели и события от княжеской поры до времени Украинской Повстанческой Армии.
          Большая часть раздела "Украинская культура" посвящена изобразительному искусству. Кроме произведений украинских мастеров представлены репродукции рисунков и картин немецких, польских, русских и чешских художников на украинскую тематику. История украинского театра раскрывается более чем полуторастами редкими открытками.
          Помещение в издание старых и редких открыток несёт важную информацию для тех, кто интересуется историей почты, украинского книгопечатания и издательского дела. Они являются щедрым источником для искусствоведов и историков искусства, поскольку много произведений живописи и графики известно только благодаря открыткам. Филокартистическая украиниана Михаила Забоченя пригодится также историкам, музейным работникам, краеведам, этнографам и архитекторам. Ведь на многих открытках воспроизведены портреты украинских деятелей культуры и национально-освободительной борьбы, утраченные архитектурным памятники, не существующие уже типы населения Украины и её пейзажи.
          С увлечением перелистав этот альбом-каталог, можно лишь с сожалением вздохнуть о том, что его тираж достигает всего полутора тысяч экземпляров. А такой альбом стоило бы иметь в каждой украинской интеллигентной семье, как в самой Украине, так и в диаспоре. Особенно в диаспоре, ибо нам знакомство с прошлым матери-Украины придаёт силы оставаться украинцами, не забывать, какого мы роду-племени, гордиться своей историей. А гордиться есть чем!

Журнал "Украинское обозрение" (Независимое издание украинцев в России). N 1(3). Январь 2002 г.
Перевод с украинского Розановой.

 

__________________________________________________

 

Главная страница