ВОПРОСЫ ИЗ ПОЧТЫ САЙТА

Уважаемые коллеги!

          Часто у филокартистов, особенно у начинающих, возникают воспросы, касающихся как открыток, так и их классификации и хранения. Порой на эти вопросы ответить очень легко. В других же случаях требуются квалифицированные ответы специалистов.
          Предлагаемая рубрика открыта для того, чтобы компенсировать как отсутствие (хочется надеяться, что временное), специализированного периодического издания для коллекционеров открыток, так и современной специальной литературы по филокартии. Брошюры на эту тему, выпущенные в 1960-х годах давно уже стали библиографической редкостью.
          Желающим задать вопроосы о филокартии, а также дать квалифицированные ответы на поставленные вопросы, следует писать по адресу с пометкой "Вопрос-ответ".

На некоторых дореволюционных открытках встречаются указания "Фото М.Сперанского", "Фотоэтюды М.Сперанского" на тему школы (например, открытки "Сказки дяди Пахома" и др.). Расскажите о фотографе М.Сперанском. Если Вы можете ответить на этот вопрос, то пишите по адресу
На одном из исторических сайтов прозвучал интересный вопрос по открытке времен 1-ой мировой войны. На страничке приведена открытка, на которой изображен эсминец «Страшный» (раскрашенная фотография). Надпись на немецком языке: Russisches Kriegsschiff «Straschny». Издательство: Verlag S. Freidlin. Libau. Открытка отправлена из Либавы 21.4.1918 г. немецким военнослужащим в Германию, и прошла немецкую полевую почту.
Неужели в Германии (и на оккупированной территории) в 1 Мировую войну имели нормальное хождение открытки с изображением кораблей противника в войне? Какие еще открытки этой «серии» известны?
Если Вы можете ответить на этот вопрос, то пишите по адресу
Расскажите об издательстве "Треугольникъ", издававшее военно-патриотические российские открытки в 1916 году.           На 2 открытках, имеющихся у меня, изображена маленькая девочка в огромных не по размеру ботинках с игрушками: на одной с мячом, на другой с куклою. На обороте в левом верхнем углу фирменный знак Т-ва "Треугольник" - вписанные в треугольник надписи. Расшифровка такая:
  1. 1860 - год основания фирмы
  2. Т.Р.А.Р.М. - Товарищество Российско-Американской Резиновой Мануфактуры.
  3. Петроград - т.е. открытки датируются не ранее 1914 г. (ранее в рекламе товарищества указывалось - С.Петербург)
  4. Треугольник - собственно название фирмы.

          Отпечатаны способом литографии в 4 краски в "лит. И.Кадушина Петроград" издательская надпись крупно по центру вверху: "Изд. Т-ва "Треугольник". Кроме того, почтовые атрибуты - "Почтовая карточка" (крупно в самом верху), "Письмо", "Адрес", в рамке справа "Место для марки". Цвет надписей светло-коричневый, на лице ни надписей, ни подписи художника.
          Товарищество производило и продавало различные резиновые и резинотехнические изделия. От автомобильных шин до детских резиновых игрушек и калош. (Эти открытки носят явно рекламный характер. Правда, реклама не прямая, а как бы скрытая). Товарищество имело свои представительства во многих крупных городах, в т.ч. и в Харькове, где располагалось на ул. Екатеринославской, 35. Товарищество уделяло большое внимание рекламе. Так в справочнике "Весь Харьков" за разные годы реклама "Треугольника" помещена неисчислимое количество раз, т.е. в каждом разделе, где встречаются изделия, выпускаемые мануфактурой. Реклама эта особо выделялась наличием фирменного знака, указанием наград, двуглавых орлов и т. п. среди простого текста других предприятий и стоимость ее была выше обычной. Вот и все, чем могу поделиться.
Аркадий
Расскажите об истории и расшифровке издательства J.J.W. В частности, под такими буквами выпускались открытки с видами Астрахани. Если Вы можете ответить на этот вопрос, то пишите по адресу
Уважаемые коллеги! Этот вопрос адресован тем, кто собирает дореволюционные почтовые карточки киевского издательства "Рассвет". Требуется установить названия нижеперечисленных номеров почтовых карточек этого издательства. При этом требуются названия, которые есть на самих карточках, а не в каталогах этого издательства, которые выпускались до революции.

Некоторые отличительные особенности карточек этого издательства:
Все они имеют номера в левом нижнем углу оборотной стороны. Именно в левом (под местом для письма) - некоторые имеют в правом тоже (это, судя по всему не номер "Рассвета"). Все они не имеют указаний об издательстве - только номера.
Открытки имеют характерную оборотную сторону:
Почтовая карточка
Carte Postale
Листовна картка (по укр.) - эта надпись может быть опущена у "коричневых" (см. ниже) открыток

Оборотная сторона разделена двойными поперечными полосами, а в левом нижнем углу стоит трехзначный номер, шрифт и светло-коричневые полосы
Всего существует три варианта:

  1. Цветные открытки. Красный текст на лицевой стороне, с трехначным номером открытки
  2. Черно-белые открытки. С коричневым текстом на лицевой стороне. С нолем перед трехзначным номером на оборотной стороне открытки
  3. Сепия (коричневые) открытки (у них опущена надпись на укр. языке). С коричневым текстом на лицевой стороне и двумя нолями перед трехзначным номером на оборотной стороне открытки.
Нужны названия открыток под следующими номерами с указанием количества нолей перед номером, если такие имеются. Все открытки этого ряда с видами Киева:
№№ 738, 757, 768-770, 779, 780, 784, 787, 788, 811-813, 815-819, 822-826, 828, 830-832, 834.

Кроме того, нужны названия почтовых карточек из серии Кадулин:
№№ 2, 6, 11-13, 15-18, 20, 22, 23, 25, 27, 30, 31, 33, 35, 37, 42, 43, 47-51, 53, 54, 57, 58, 68, 69, 72-74, 77, 78.

А также нужны названия почтовых карточек из серии Гулак. (на лицевой стороне этих карточек могут быть инициалы В.Г. Они имеют коричневую оборотку).
№№ 787-790, 798, 802, 803, 807, 808, 811-813, 815-819, 822-826, 828, 830-836, 838-844, 848, 849

Нужны названия открыток серии 14. Западные и русские художники.
А.Бёклин "Остров мертвых" - № ?, "В игре воян" - № ?, П.Мерсе - "Жаворонок" - № ? и названия и номера других художников

Нужны названия открыток серии 16 (Цветы):
№№ 1, 3, 7-9, 15-21, 26, 27, 30, 32, 34, 39-41, 43, 45, 46, 48, 52, 57, 60, 63-65, 70

Нужны названия открыток серии 18 (Ягоды, фрукты):
№№ 1-20, кроме 5, 10, 15, 17

Номера по серии 50 (Кадулин)
 12. Гимназистка
 13. Любили мы...
 15. Науки юношей питают
 16. Я пришел к тебе...
 18. Ревность
 20. Первоклассник
Если Вы можете указать название хотя бы одной почтовой карточки, указанной в настоящем списке, то пишите по адресу
На некоторых старых фотооткрытках есть (чаще по краям) бывает "серебристый" налёт. Можно ли предотвратить появление этого на других фотооткрытках? Можно ли реставрировать подобные фотооткрытки? Если Вы желаете ответить на этот вопрос, то пишите по адресу
Расскажите об истории Северного художественного издательства (потом похоже изд. Ф.Ф.Аносов) Если Вы желаете ответить на этот вопрос, то пишите по адресу
Расскажите об истории издательства К.П. Если Вы можете ответить на этот вопрос, то пишите по адресу
Расскажите об истории издательства Шерера - Отто Ренара - Суворина (каким образом они связаны и периоды деятельности) Если Вы желаете ответить на этот вопрос, то пишите по адресу
Расскажите об истории изд. Мамонта (Мамонтова (?)) Если Вы можете ответить на этот вопрос, то пишите по адресу
Расскажите об истории и расшифровке издательства И.П. Если Вы можете ответить на этот вопрос, то пишите по адресу
Расскажите, как бороться с грибком (коричневыми пятнами на старых открытках) Если Вы можете ответить на этот вопрос, то пишите по адресу
Объясните, что такое монотипия?           Монотипия - известна в России с 1909 г. Изображение исполняется на металлической пластине кистью или тряпочками. Печатается, как и гравюра на металле, на офортном станке. При печатании получается один оттиск. Живописный слой краски, подвергнутый давлению, становится более ровным, но при этом мазки сохраняют следы кисти или тряпки. В светлых местах изображения сквозь тонкий слой краски просвечивает белый цвет бумаги.
Расскажите о линогравюре, шелкографии. В какой период времени они существовали? Если Вы можете ответить на этот вопрос, то пишите по адресу
Что такое литография, хромолитография? В какой период времени она существовала? Литография (плоская печать) - изобретена в 1796 г. Исполняется на литографском камне. Рисунок выполняют специальным жиросодержащим карандашом (литографским) или пером и кистью (литографской тушью). При рисунке карандашом применяют зернистый или корешковый камень (для придания зернистости камень подвергают специальной обработке), при рисунке пером и тушью гладко полированный камень. Поверхность камня после нанесения рисунка обрабатывается кислотой. Места, покрытые литографским карандашом или тушью, не подвергаются действию кислоты и потому воспринимают краску при печатании. Места же свободные от рисунка, наоборот, после травления лишаются способности воспринимать краски. После травления кислотой рисунок смывают скипидаром; и камень покрывают типографской краской и производят печатание оттисков. Со 2 - й полоивны XIX века рисунок стали выполнять не прямо на камне, а на автографской бумаге (корнпапир), с которой затем механически переводят его на камень.
          Оттиски литографии печатают на особом прессе - станке. Одноцветные оттиски печатают с одного камня, многоцветные (хромолитография) - с нескольких. В последнем случае можно цвет накладывать на цвет, чтобы получить добавочные цвета. Каждая краска для многоцветного оттиска наносится на отдельный камень, на котором рисуют только то, что должно быть покрыто данной краской. Часто оттиски печатают с 2-х камней. Если на втором камне сделан только один цветной фон, то такие оттиски называют литографиями с тоном, если же на втором камне есть какие-либо следы работы литографа (процарапывание, высветление и т.п.) - называют литографиями в два камня.
          В литографии применяются различные способы работы. Литографский камень можно покрыть при помощи валика литографской тушью и, дав ей обсохнуть, процарапывают рисунок шабором и иглами. Вместо туши камень можно покрыть асфальтовым грунтом и также процарапать рисунок.
Как определить, в какой технике выполнена открытка? Если Вы можете ответить на этот вопрос, то пишите по адресу
Могут ли быть подделки открыток и если да, то как их отличить? Если Вы можете ответить на этот вопрос, то пишите по адресу
Существуют ли рисованные вручную открытки? Если Вы можете ответить на этот вопрос, то пишите по адресу
Как техника издания открытки влияет на ее цену? Если Вы можете ответить на этот вопрос, то пишите по адресу