Главная Адреса Ссылки Отзывы Статьи

ОТКРЫТКИ ПАРИЖСКОГО ИЗДАТЕЛЬСТВА И.С.ЛАПИНА

          Издательство выходца из России художника-литографа И.С.Лапина известно каждому филокартисту, но публикации о нем автору этой статьи не встречались. Одним из первых его датированных изданий является серия черно-белых открыток "Весенняя выставка Академии Художеств 1908 года". Каждая открытка этой серии имеет художественно оформленную адресную сторону, где, кроме названия серии, помещены надписи "Изд. И.С.Лапин, художник литограф. Париж".
          Мировую славу Лапину принесли многокрасочные открытки высокого качества печати. Оно достигалось тем, что в лице Лапина сочетались качества художника и полиграфиста. Наибольшего подъема издательская деятельность Лапина достигла перед первой мировой войной и в ходе ее. Издательство существовало до 1932 года, когда оно перешло во владение известного русским филокартистам издательства Номи.
          Нумерация открыток, выпущенных этой фирмой, является продолжением нумерации открыток издательства Лапина, которые распространялись преимущественно во Франции и ее колониях. В Россию они регулярно поступали до конца первой мировой войны. Кроме того, издательство Лапина имело филиальные отделения и агенства в Бельгии, Швейцарии, Испании, Италии, Дании, Швеции, Норвегии, Турции, США, а также в Польше и Чехословакии.
          Открытки, выпущенные издательством Лапина, сгруппированы по следующим темам:
  1. музеи Парижа (Лувр, Люксембург, Дворец искусств города Парижа);
  2. выставки "Парижского Салона" (пейзаж, ню, головки и портреты, разные сюжеты);
  3. Наполеон;
  4. русские музеи (разделы те же, что и в теме "Парижский Салон");
  5. польские художники Ян Тадей и Адам Стыка.

          Ввиду того, что издательство Лапина, кроме многокрасочных и черно-белых открыток, выпускало главным образом эстампы и репродукции большого формата, открытки не имеют сплошной нумерации. По номерам открытки разбиваются на три группы:
  1. первая - с N 40 по N 1728 с незначительными пропусками, всего в этой группе 1610 открыток;
  2. вторая - с N 5001 по N 5501 с незначительными пропусками, издано 446 открыток;
  3. третья - с N 5768 по N 5940, последний известный автору номер лапинского издания. В этой группе большие пропуски, известны всего 93 открытки.

          Таким образом, издано примерно 2150 открыток. Кроме того, сравнительно редко встречаются открытки с номерами 2000-2900. Большинство из них имеет на адресной стороне надпись на французском языке: "Европейская война 1914-1916 годов. Патриотическое издание". С.Соломко - Настасья Королевична, изд. Лапина N 1628 Наибольший интерес в этой серии представляют 44 открытки Сергея Сергеевича Соломко (1855-1928). Имя этого художника, создавшего оригиналы для ста пятидесяти открыток, было сознательно предано забвению. Одним из поводов для этого было воспевание им боевых успехов воинов государств Тройственного согласия: Великобритании, России и Франции - Антанты, которую большевики считали своим непримиримым врагом. В истории русского изобразительного искусства творчество Соломко продолжает оставаться белым пятном. Большой интерес у коллекционеров вызывают открытки Соломко с изображением гербов исторических провинций Франции (Эльзас, Артуа, Шампань, Лоррен, Пиккардия).
          Открытки издания Лапина имеют золотой обрез, формат 9Х14 см.
          Различаются несколько типов открыток.
  1. Основное издание, отличающееся высококачественной печатью с применением торшонирования, то есть нанесения на поверхность открыточного картона тисненного рельефа, имитирующего ткань. Ф.Зим - Венеция, изд. Лапина N 734 На адресной стороне красной или коричневой краской внизу слева, справа или посредине открытки сделана надпись на английском языке "Отпечатано в Париже. И.Лапин". Слева вверху или слева снизу вверх напечатан номер открытки, фамилия художника по-французски и по-русски. Название картины дается на нескольких языках: французском, английском, русском, иногда, кроме того, итальянском, немецком, польском.
  2. Многие русские сюжеты изданы с художественной виньеткой на адресной стороне, занимающей левую часть открытки и всю ее верхнюю часть. В левом верхнем углу виньетки помещено изображение Музея Александра III (Русского музея) или Третьяковской галереи (в зависимости от того, где хранится репродуцируемая картина). Справа по верху и слева внизу - орнамент. Адресная сторона Русского Лапина Адресная сторона серии открыток В.В.Верещагина, посвященных Отечественной войне 1812 года, украшена портретом художника, внизу надпись на русском языке: "Изд. И.С.Лапин, художник-литограф, Париж". Это издание называют "Московским Лапиным". Оно не имеет номеров, но повторяет сюжеты основного издания. Фамилия художника и название произведения напечатаны на стороне изображения на русском и французском языках.
  3. Издание, называемое коллекционерами "Русский Лапин". Оно имеет измененную по отношению к основному изданию нумерацию (NN1000-1130) и насчитывает 131 открытку. Ж.Куртуа - Персей освобождает Андромеду - т.н. Русский Лапин В этом издании на адресной стороне слева надпись: "Главный склад для всей России - СПб, Литейный пр.,55. Отделение: Москва, Кривой пер., дом Грибова, N 4". Фамилия издателя не упомянута. Названное издание только повторяет сюжеты основного издания Лапина, но под другими номерами. Печать гладкая, без торшонирования. Коллекционеры отдают предпочтение основному изданию Лапина.

          Большой редкостью в настоящее время является каталог издательства И.С.Лапина, выпущенный в Париже на французском языке. Его полное название такое: "Иллюстрированный каталог гравюр, эстампов и открыток издания Лапина и сыновей - рисовальщиков, книготорговцев, издателей. Париж, улица Данфер-Рошеро, 77. Париж".
          Некоторые сведения о фирме сообщаются в рекламе, помещенной перед титульным листом: "Лапин и сыновья выполняют все работы по печатанью художественных изданий. Каталоги, афиши, листовые рекламы, календари, ценные бумаги. Почтовые открытки. Факсимиле в цвете на лучшем картоне. Салон, французские и зарубежные музеи. Уникальная коллекция, 3000 сюжетов. Эстампы, гравюры, гелиогравюры, гелиолитографии. 3000 сюжетов хромолитографий. Картины выставок Салона французских и зарубежных музеев. Формат 18 см х 30 см".
          Год издания каталога не обозначен. По косвенным признакам можно судить, что он издан в начале 20-х годов. Каталог отпечатан на мелованной бумаге с черно-белыми изображениями в уменьшенном формате всех перечисленных типов изданий.
          Альбом - иллюстративная часть каталога - занимает 174 страницы. Далее на восьми страницах следуют алфавитные указатели художников. Здесь против фамилии каждого художника проставлены номера, присвоенные их произведениям, которые репродуцированы в различных видах изоизданий. Выбрав по альбому нужное произведение, покупатель по алфавитному указателю находит, в каком виде изоизданий оно отпечатано.
          Автору известно первое дополнение к каталогу, алфавитный указатель к которому занимает три страницы. В нем указаны только двенадцать произведений русских художников. Несколько дополнений было издано в последующем, но их разыскать не удалось.

Михаил Забочень

Статья перепечатана из газеты "Правда" N 3(176) от 24-31 января 1997 г.

В интернет-версии статьи использованы открытки из коллекции А.Шестимирова

Главная Адреса Ссылки Отзывы Статьи